Добавить рецензию  

Игрожур и пресс-копии

Игрожур и пресс-копии

Тут внезапно выяснилось, что кое-кто считает, что пресс-копии — это типа не комильфо, потому что ими можно подкупить журналиста. Давайте я вам расскажу, как это работает на самом деле.

Пресс-копии бывают четырех видов.

  1. Специальная пресс-версия для дебага, выдается до релиза. Раздается на болванках с криво подписанным названием игры и названием издани. Запускается только на дебаг-версиях консолей, которые в России есть только у десятка изданий. Раньше 60% игр мы получали именно в таком виде. И благодаря этому могли в журнал относительно оперативно ставить рецензии. Сейчас версии для дебага практически вымерли.

  2. Промо-копия. Такая игра работает на обычных ритейловых консолях, но на накатке к диску четко указано, что это промо-копия, на коробочке тоже жирно написано, что это только для промоушна, не для перепродажи (соответственно, нет коллекционной ценности). Промо-копии, как ни странно, обычно присылают после релиза. Примерно 10% игр мы получаем так.

  3. Обычная ритейловая копия. Их иногда присылают до релиза (могут даже за неделю до), но чаще ровно в день релиза. Это примерно 30% игр.

  4. Цифровой код на скачивание игры. Сейчас 60% игр мы получаем именно так, причем обычно до релиза. Код работает на обычных консолях.

Что мы делаем для того, чтобы получить игры? Ничего. Издатель их автоматически присылает. Иногда нужно пнуть его, чтобы прислал пораньше, или спросить, когда будет, но даже если ничего не делать, игры все равно приедут.

Что мы должны сделать в обмен на получение игр? Ничего. Издатель может спросить, когда будет рецензия, но если игра неинтересная, то можно смело отвечать, что никогда. Издатель ведь тупо присылает всю линейку (мой личный кумир — Angry Birds для консолей на диске, которые в ритейле стоят 2000 рублей). А пресса пишет о том, что ей интересно.

Угрожал ли хоть раз издатель перестать присылать игры из-за низкой оценки? Никогда. Ну серьезно. Издатель может угрожать отозвать рекламу или перестать звать в пресс-туры, но копии игр — это настолько смешно в масштабах бизнеса (и издателя, и прессы), что даже речь об этом заводить нет смысла.

Что происходит, если издатель не присылает игру или делает это слишком поздно? Она покупается за счет редакции (не лично журналистов, а медиа). Или прямо, или косвенно (журналист покупает игру за свой счет, а редакция компенсирует расходы).

Что потом происходит с игрой, по которой была написана рецензия? Она рассасывается. Формально это собственность редакции, в реальности она может кочевать некоторое время туда-сюда (например, передается дисковой команде для отснятия видео), а потом оседает в шкафу в офисе, либо у того, кому она больше всего нужна.

При этом, например, допустим, что журналист писал рецензию по версии для дебага. Потом дебаг вернулся в редакцию, у человека осталась болванка, но с ней ничего нельзя сделать, только уничтожить. И если игра понравилась — ее все равно надо покупать. Примерно та же история — с кодами на скачивание и промками. Все равно вместо них надо покупать нормальные версии, если хочется поставить игры на полку. Только ритейловые копии — действительно нормальные. Но их на всех не хватает. В издание привезли одну копию — ее и получит один журналист, а еще, скажем, шесть журналистов купят за деньги.

Конечно, даже то, что часть игр можно получать нахаляву, — это круто. Но надо понимать, что это «круто» уже заложено в каком-то смысле в зарплату/гонорары журналиста. Условно говоря, работать редактором «СИ» за 80 тыс. рублей в месяц в расчете на то, что за месяц в среднем получишь халявных нужных игр на 6 тыс. рублей, = работать редактором «Хакера» за 86 тыс. рублей. Такой вот у игрожуров соцпакет, ну извините.

P.S. Возможно, кому-то неочевидно, что несколько игр в месяц — это безумно мало для хитрых коррупционных схем по подкупу игрожуров. Я помню, как в комментарих к похожему посту читатели писали, что в их представлении реклама игры в журнале или на сайте стоит 10-20 тыс. рублей. Тогда, конечно, прислать пресс-копию — это прямо как мешок денег прислать. На самом деле, издатель если и давит на прессу, то речь идет о контрактах на сотни тысяч и миллионы рублей, либо об эксклюзивных интервью и визитах в студии разработчиков. И даже такое давление — это редкость, и опытный главред легко с ним справляется.

P.P.S.

Да, и если вы сами пишете об играх разные хвалебные вещи в обмен на пресс-копии, то это примерно как отсосать негру за сто рублей.

Оригинальный текст в блоге "Это прекрасно".

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи