Добавить +
 

Отзывы и рецензии на фильмЗавод

Триллер

70

Средняя оценка русских изданий26 рецензий

58

Оценка
пользователей9 голосов

Делиться
хорошо

     
Премьера

В России — 7 февраля 2019 года (Централ Партнершип)

Мировая — 7 сентября 2018 года

109 минутРоссия, KinoVista, Forever Films Media, Wild Bunch
Режиссёр
Юрий Быков
Актёры
Юрий Лопарев, Денис Шведов, Алексей Комашко, Иван Янковский, Александр Бухаров, Владислав Абашин, Дмитрий Куличков, Андрей Смоляков, Александр Баширов, Андрей Харыбин
Композитор
Анна Друбич
Продюсеры
Ольга Айларова, Юрий Быков, Александр Кушаев, Шарль-Эврар Чехов
Сценарист
Прямо посреди дня и посреди дороги из своего "мерса" похищен местный олигарх Калугин. Неизвестные в балаклавах потребовали за него большой выкуп. Отвезти деньги берется глава личной охраны бизнесмена по кличке Туман. Его вооруженные до зубов "спецы" приезжают ночью на завод Калугина, где теперь босса держат в заложниках. Они пока не знают, что те, другие, забаррикадировавшиеся в цехе, – это местные рабочие во главе с бывшим спецназовцем по прозвищу Седой. Полгода без зарплаты и предстоящее банкротство завода толкнули их на отчаянный шаг. Чтобы вытащить своего хозяина, "спецы" не остановятся ни перед чем. Но в отличие от них "работягам" больше нечего терять...

26 рецензийна фильм «Завод»

КГ-Портал15 февраля 2019 года

 Иван Петров

«Завод» напоминает сибирский постпанк — угрюмый, мелодичный, безнадёжный и серый, но выверенный и минималистичный.

90

Кино
Канобу5 февраля 2019 года

 Дмитрий Барченков

«Завод», учитывая больший опыт режиссера и сценариста, наступает не на все грабли, а между тем и до конца срастись ему все-таки не удается. О новом откровении Быкова говорить, конечно, не приходится, вот только наблюдать за движением режиссера — не...

65

6,5 из 10
Disgusting Men14 февраля 2019 года

 Николай Чумаков

Мастерство Быкова в «Заводе» заметить не сложно. Будь-то построение драматических линий главных героев, составление громких диалогов и обличающих монологов, постановка боевых сцен или показ декоративной, но вполне настоящей, российской глубинки.

80

Хорошо
Российская газета11 февраля 2019 года

 Шамиль Керашев

Автор "Завода", судя по всему, придумал своих "маленьких людей" исключительно во имя того, чтобы принести их в жертву пресловутой "системе", сгустить краски до гротеска и - ради пущего мрака - закольцевать повествование с намеком на неизбывность...

50

2,5 из 5
Российская газета6 февраля 2019 года

 Сусанна Альперина

"Завод" - это фильм-событие, и он показывает, что Юрию Быкову в нашем кинематографе отведена определенная заводь, где он экспериментирует в плане своего ярко выраженного таланта и направления. И в этом плане можно говорить о том, что в фильме...

80

Хорошо
Фильм.ру6 февраля 2019 года

 Ефим Гугнин

Не открывай герои так часто рот, из фильма вполне мог бы выйти достойный криминальный боевик. Быкову лишь стоило почаще менять язык кухонной брани на киноязык: а так выходит, что лучшие моменты фильма — те, в которых действия много, и те, в которых...

50

5 из 10
Time Out8 февраля 2019 года

 Вера Алёнушкина

На экране действительно зримый ад. Ад беспросветных ночных сумерек и бескрайнего ливня, размазывающего грязь по лицам суровых заводских мужиков. Ад нищеты, болезни и беспредела. Но страшнее всего то, что в этом кошмаре шанса на хэппи-энд, кажется...

80

4 из 5
The Village8 февраля 2019 года

 Лев Левченко

Юрий Быков снимает экшен (или что-то вроде того) — получается не очень.

50

Так себе
InterMedia1 февраля 2019 года

 Денис Ступников

Не изменяя себе ни на йоту, режиссер создал безупречный продукт на стыке авторского и массового кино без тошнотворных типажей «плохих» и «хороших» парней.

100

5 из 5
Cinemaholics7 февраля 2019 года

 Ефим Гугнин

Для «Завода» никакого «между строк» не существует в принципе: все только в голос, с криками и матами. Вот и получается, что заевшая гитарная мелодия не давит, а раздражает. А экзистенциальный ужас русской провинции превращается в экранизацию...

50

Так себе
Сеанс8 февраля 2019 года

 Василий Степанов

У Быкова свое собственное внутреннее царство русского абсолюта, в рамках него и рассматриваются интересующие автора этические парадоксы.

80

Хорошо
The Hollywood Reporter13 сентября 2018 года

 Ольга Белик

Быков снял «Завод» хлестко и кинематографично, в напряженном ритме, с прекрасной операторской работой. Да, его метафоры лобовые — особенно кольцевая композиция, когда в итоге рождается новый Седой — но само авторское высказывание звучит хотя бы...

80

Хорошо
Кино-Театр8 февраля 2019 года

 Екатерина Визгалова

Трехчасовая картина, в которой 90% действия происходит в цехе завода, смотрится нескучно и живо. Актерский ансамбль хорош, сюжет динамичный, характеры раскрываются и развиваются, все «работает».

80

Хорошо
Посткритицизм8 февраля 2019 года

 Дмитрий Котов

«Завод», при всех своих достоинствах, убеждает, что самому Быкову сейчас нужно не совсем то, чего от него ждет зритель, влюбившийся в смелую откровенность «Майора» и «Дурака», жаждущий обличения существующей и, увы, только укрепляющейся системы.

60

6 из 10
ivi3 февраля 2019 года

 Сергей Кудрявцев

«Завод», будучи наиболее экстремальным по первоначальному посылу, внезапно сникает и скукоживается, словно его создатель счёл за благо смикшировать чересчур напряжённую ситуацию и найти примиренческий выход во вроде бы безвыходном положении, сделать...

70

7 из 10
ivi4 февраля 2019 года

 Евгений Нефёдов

Если в нашумевшем «Дураке» режиссёр использовал элементы криминальной драмы и триллера, то новая постановка по всем формальным признакам – боевик в духе «Крепкого орешка». Боевик, которому мрачные интерьеры придают дополнительную суровость.

70

7 из 10
Киноафиша5 февраля 2019 года

 Мария Кувшинова

С кинематографической точки зрения «Завод» — лучшая работа Юрия Быкова, не такая вымороченная, как «Жить», не такая сырая, как «Майор» и не такая нарочитая, как «Дурак». Это работа зрелого, уверенного в себе мастера, почти до самого финала...

80

Хорошо
Киномания8 февраля 2019 года

 Денис Крюков

Социально-ангажированный боевик Юрия Быкова, похоже, совсем не ищет правды о жизни простых людей.

50

Так себе
КоммерсантЪ6 февраля 2019 года

 Юлия Шагельман

Картина движется вперед, как хорошо отлаженный механизм, в котором и динамичный монтаж, и операторская работа Владимира Ушакова, и даже музыка, написанная самим Быковым, создают ощущение плотного клаустрофобичного саспенса.

80

Хорошо
Комсомольская правда7 февраля 2019 года

 Стас Тыркин

«Завод» - кино чуть менее наивное, прямое и бесхитростное, чем «Дурак», хотя и наивности, и прямоты в нем тоже хватает. Время действия не названо: это то ли «лихие 90-е», то ли нулевые, то ли прямо сейчас - мрачный образ страны, где всегда идет...

80

Хорошо
=

70

Всего 26 рецензий на фильм «Завод»

 
 

«Мудрость»
критиков

Добавить +Ни одной «мудрости» пока не зафиксированоЕсли вы нашли в рецензии неточность или нелепость, можете добавить её на сайт.

1 комментарий

4 февраля, 14:31
Это не рецензия. Для «рецензий» на такие фильмы нужно обладать «critical thinking» и уметь активно искать минусы. Я их искать не хочу. Это эмоция. Неожиданным, самым неожиданным фактором для меня (как для зрителя, специально не очень-то и внятно посмотревшим трейлеры фильма, а синопсис я слышал краем уха – мол, противостояние олигарха и рабочего, контуженного…) стало то, что в фильме не два главных героя, но три. А если разобраться, то вообще – один. Но об этом позже. Итак – фильм, на самом деле, получился наиболее неоднозначным из всех фильмов Быкова. Если в «Майоре» и «Дураке» можно хоть попытаться как-то установить срединную правду, порассуждать в духе «А как надо было?» - то тут таковой вопрос обрывается где-то на следующем, в крайнем случае – на последующем звене логической цепочки. Относительно «Майора» мы можем сказать: надо было, раз такой честный, сразу идти с повинной. Относительно «Дурака» мы можем сказать: чиновник X и чиновница Z (не помню уж их должностей) – сволочи, так как пустили всё на самотёк, и пьяница, что «народную расправу» учредил – сволочь. Тут – что? Можно кинуть камень в огород олигарха, так как доводы персонажа, высказанные ближе к концу фильма, мало кому покажутся весомыми; там типичное «Пока вы водку жрали и ныли, я вкалывал», ну, в духе до сих пор модного у многих (чаще всего – причастных) тренда веры в «тупой народ», который, что называется, «носил талоны на колбаску», пока умные брали «никому не нужный талон на мозг». (Безусловно, по всему миру есть олигархи, буржуа и прочие эксплуататоры, что сделали свое состояние кропотливым трудом, но даже их оправдания своей деятельности убитому жизнью рабочему с завода в глубинке вряд ли будут понятны; максимум из милосердия он их примет. Тем более, из уст Калугина-то. Смоляков хорошо сыграл ханжу. Даже с некоторым элементом бесстрашия – видно, что в подобных ситуациях он уже бывал. ) Ну так вот; можно кинуть камень в огород олигарха. Но – что? Сказать: «Нельзя было закрывать завод!» - а дальнейшее скотское существование этих трёхсот человек разве не вылилось бы в нечто схожее? Не можем предугадать. Да и не вылилось бы – а оно не хуже произошедшего, нет? Относительно Седого: что? Не нужно было бунтовать? Нельзя было использовать людей? А как – как не бросить вызов?... Пусть и ради себя. Относительно полицейского: нельзя было отдавать приказ о штурме? Да как не отдать – он вообще всей темы практически не в курсе, «долг выполняет». И не хочет быть в курсе. Да и что ещё он сделает с «контуженным». «Тумана» так по итогу вообще не в чем упрекнуть. Ну, может, в том, что шантажировал работяг семьями; но по итогу… Но об этом потом, потом. Картина наиболее, так сказать, неоднозначная в своей однозначности; складывается впечатление, что в узел события связала сама судьба, именно таким вот образом, и каждый – на своем месте. Работяги ж не зря всего в течение суток успели мнение переменить и согласиться на авантюру. С похищением владельца завода. Заиграл здесь в них эдакий фатализм, фатализм человека на грани. Данную картину величают остросоциальной драмой – а вот тут-то и кроется подвох. Подвох в том, что это, конечно, так… Но – в отличие от «Майора» и «Дурака», которых интервьюирующий Юрия Быкова человек (да, там где фильм смотрел я, Юрий сам приехал на сеанс, вместе с каким-то – пусть будет – журналистом, каюсь, что не знаю имени) назвал составными частями одной «трилогии», которую и завершает «Завод» - здесь куда более явно поставлен вопрос: «Что делать?». И ответ на него в каком-то смысле неожиданный. Уже хотя бы потому, что этот «ответ» вообще в фильме есть. В этом плане картина куда более схожа с фильмом «Жить», о развязке которой Быков изначально говорил, когда спрашивали на интервью, мол, «а как надо было?» - «Не убивать человека». Но, всё-таки, «Завод» немного о другом. И здесь, как счастливый свидетель пусть и короткого, но очень продуктивного общения режиссера с залом, я позволю себе, пусть и вольно, так как не помню фразы в точности, процитировать его: «В несправедливом мире без любви, мы ищем справедливости. И такой человек обречён». Да, делаю вывод, перечитав фразу: совсем не похоже на его язык, но вывод более-менее таков. Вопрос «о чём фильм / книга / стихотворение / песня?» - чаще всего, пошл и гадок, так как в двух словах на него всегда можно найти ответ, каким бы он ни был нелепым; так и Достоевского можно до двух слов суммировать. «Жить честно», например. А что – здесь? А вот, что. Вот, о чём. Калугин – что толку говорить – плевал на людей. Он на них плевал еще с начала своей «предпринимательской деятельности». Мясо. Железки, что крутят что-то там на своих заводах, тоже – какие-то железки, и таскают, таскают, туда-сюда. «Седой» - иного типа человек, и оправдать его можно, и даже, скорее всего, нужно – как-никак, из числа тех, кого «Родина предала», в социальном плане – калека, на работу не устроиться, семью не завести, контузия; выход один – революция, но, необходимо подчеркнуть – революция как месть, в первую очередь, как месть. И потому на людей ему тоже – плевать; куда «менее плевать», чем Калугину, но суть-то одна и та же. «Двуногих тварей миллионы» - это вот всё, это «человек». «Вы готовы в говне жить. Вы не люди» - примерный его полукрик, запомнился. В конце концов, большинство убитых в фильме – убиты руками «Седого». Или по его вине. То есть, две главные стороны конфликта, из которых сюжет фильма-то и возник – обе действуют исключительно в своих персональных интересах. Человек не то что бы где-то «посередине», его вообще нет. Можно бесконечно сравнивать, оговаривать детали – но риторика и Калугина, и «Седого», по сути, одинакова, а там уж нет различий, как глубоко в ад человеконенавистничества продвинулся персонаж. Но вот «Туман», так понимаю - главный из «частной охранной компании» Калугина, – совсем другое дело. Изначально он тоже едет попросту выполнять долг; и тут тоже вклинивается оправдание нами персонажа: да, на людей, на работяг этих, ему плевать, но это смягчается первыми секундами появления героя на экране – у жены рак, через полгода – смерть жене, двое суток не спят после «химии», на руках ребёнок. К тому же, что взять с охранника крупного буржуа, о котором потом сам «Туман» выразится – «Все говно за ним вылизывали» (может, глагол там другой был, но этот тоже эффектен в контексте). Но так уж выходит, волею событий фильма, волею ситуации, в которой два человека с разных сторон баррикад поставили обычных рабочих между этих самых баррикад и открыли друг по другу огонь почти бессмысленного и беспощадного противоборства - что именно «Туман» становится главным героем; он единственный, кто меняется. Какую бы симпатию не вызывали простые рабочие – но они уйдут с места событий «Завода» более-менее такими же, какими туда пришли; а потом, может быть, еще и вернутся на эту работу, в той или иной степени благополучно. Ну, те, кто остался цел. Как и оставшиеся охранники Калугина. Как и полиция. И начальник полиции, скорее всего, тоже. А вот «Туман», что называется, сгустился; или, наоборот, рассеялся слегка, до конца не исчезло сомнение в недрах этого тумана, но контуры уже более определимы. Что из этого – сложно определить, да и не очень-то нужно. Ведь, в любом случае – изменился. И, как бы это претенциозно не звучало – поместил «ум в сердце», что называется. Пройдя сложившуюся ситуацию, будучи одним из главных её действующих лиц, успев покомандовать полицией – да и подраться с ней, не раз оказавшись под дулом нескольких орудий сразу, совершив, по сути, один из самых гадких поступков за весь фильм (шантаж рабочих семьями, в момент которого он выглядит особенно грозно и жестоко, прям-таки «опричник», какими мы представляем себе опричников согласно нашей исторической памяти), поучаствовав в штурме, чуть во время его не погибнув, потеряв там двух друзей из «частной охраны», вступив в конфликт с «работодателем», а ещё в плюс к этому уже описанный выше «бэкграунд», связанный с его собственной семьёй, по итогу - тут игра актёра бесподобна! – кричит: «Отбой!» когда начинается финальный штурм. Правда, минутную свою власть над полицией он к этому моменту уже потерял. И, не будем забывать: «Не убивай» - относительно предателя среди рабочих, когда его везут рассказывать о местонахождении семей. А что он им - лишний свидетель, можно было б и убить. Проблемой меньше. И, не будем забывать: других «бунтовщиков», или «бандитов», неясно, что уместнее про них написать в кавычках – он тоже отпустил. И – ещё - очень важно! – что именно побудило «Туман» к «апофеозу» его бунта? Калугинское: «Дурачок», при штурме, о «Седом». Вот, именно в эту секунду мы видим эволюцию… нет. Эволюция была до этого. В предыдущих криках, в полемике еще лицом к лицу с «Седым». А в эту секунду мы видим революцию главного героя. Единственную революцию за весь фильм. Именно из этой секунды резко, стихийно – проистекает его последующее «Отбой!», его рывок в сторону завода, и уход с территории его – пешком. Не в компании человека, что – его правда! – дал ему всё. Не в компании, какими бы они ни были, но – товарищей, с которыми он некоторое время назад рисковал жизнями, и двух других товарищей потерял. Тут можно обратиться к символическому позывному героя – «Туман». В конце фильма именно к этому самому «туману» принюхивается собака, что показана нам еще в начале фильма – и к «Седому» она была не так приветлива. А тут побежала, и, лишь с секундным сомнением, не переставая, бежит дальше за бывшим охранником Калугина, следует. Кое-что это да значит. В этом тумане кроется что-то новое. Ну, или – хорошо забытое старое. Мысль, - но мысль, не ангажированная подлой разновидностью рационализма, и не «революцией-ради-себя» - а мысль человека задумавшегося. Задумавшегося, - о человеке и человеческом. Ни в самой справедливой, благословенной всеми-всеми вероятными богами, благородной «реакции», ни («тем более»? «даже»?) в самой утонченной, воспевающей все самые-самые блага, за которые стоит бороться, святой, мстительной «революции» - нет толку, если не соблюдено одно, всего-то одно, пусть – идеалистическое, но – условие. Без любви к человеку, что родится из милосердия к нему, – а это уже воспето всеми классиками отечественной литературы, во всех её формах, – нет в этом толку. И «охранять», и «отстаивать» нужно не «массы», а людей. Человека. И это не аполитичное, «рефлекторно» высказывание автора; как раз такое высказывание сегодня, в нашем Дивном Новом Мире, и должно считаться максимально политизированным и жизнеспособным. Точка. Вообще, я ждал этот фильм давно. Как узнал о его съёмках. Фильмы «Майор» и «Дурак» я считал – и считаю – применимыми почти к любому «цивилизованному государству» земного шара. Только интерьеры чуть сменить, неважно, в лучшую или худшую сторону, или вообще не менять, и уже – не Россия, а Штаты какие-нибудь. Или Румыния. А вот «Завод», как минимум на уровне фабулы, у нас куда более уместен; огромное пространство, на котором тысячи крохотных городов, что держатся, каждый – на одном, двух, трёх крупных заводах. Закрой один – сотни без работы, да и город тускнеет, умножается заброшенность. Но «Завод», на уровне смыслов, на уровне языка, на уровне проблематики – оказался ещё более уместным для, чего уж тут скрывать, несправедливого нашего мира, где с каждым годом сгущается крайне неприятный туман, пряча в себе (наверное, и то, и то): грозные бедствия, овеянные тотальной несправедливостью – но и великий свет. Человека, короче говоря. И - Россия, конечно. Страна, в той или иной степени прошедшая сквозь почти все возможные социально-культурные, политические и экономические эксперименты мировой истории – очень хорошо отражается в «Тумане». И особенно её оскорбляет это Калугинское «Дурачок», сказанное одновременно с многоточием и с полной высокомерия сухой точкой. Короче, великолепно. Такова уж, и не может она быть никакой другой – эмоция от фильма «Завод». Ну и небольшой элемент непосредственно рецензии. Многие обладатели критического мышления, любители поговорить о «сюжете», будут скулить: скучно. Интрига, и вправду, минуте так на тридцатой, слабеет, и «кто вызвал ментов» становится ясно. Но - ни кино, ни язык, ни литература этим людям не нужны, поэтому этот потенциально отмечаемый ими минус брать во внимание и не стоит. У некоторых зрителей может возникнуть страх – мол, трейлеры таковы, что фильм смахивает на «боевик» какой-то. Да, отчасти, это так, однако – элемент боевика здесь был необходим, «накал», как-никак, да и занимает «перестрелка» от силы минут двадцать от фильма. Может, тридцать – а длится он свыше ста. Будут «критические мысли» начинающих революционеров – мол, режиссер выставил в негативном свете революцию. Нет. Это вы выставляете её в негативном свете. Про рефлексирующие размышления некоторых любителей денег, их заработка и разговоров о их «пахоте» в контексте бизнеса – и вовсе говорить не стоит свыше того, что уже сказано. Некоторые моменты не затронул, но таких «некоторых» в фильме слишком много; замучаешься каждый разбирать. Например, резкую, почти из ничего возникшую драку ребят из «Специального Отряда Быстрого Реагирования» с охранниками Калугина. Знаменательно. Актёры – великолепны. Такое ощущение, что в этом фильме они раскрылись как-то… не с «новой стороны», но на вершине актерского мастерства. Что примечательно, это касается как новых в контексте работы с Юрием Быковым актёров (не могу не выделить самого «Тумана», Владислава Абашина) – так и уже привычных нам по прошлым фильмам («Седой», Денис Шведов). Вот так.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Войти на сайт через Loginza

Используйте вашу учетную запись ВКонтакте, Facebook или Twitter